Что делать, если ваш работодатель — чайка. Нюансы удалённой работы

В наших статьях мы уже обсуждали, как уживаться со злобными коллегами на удалённой работе и что делать, если в команде есть человек с синдромом вахтёра.

Сегодня рассмотрим ещё одну неприятную тему: руководитель-чайка. Крикливая птица не всегда будет вашим руководителем. Это может быть начальник отдела или рядовой менеджер. Удалённая работа приятнее от этого не становится.

Удалённая работа с чайкой

Менеджером-чайкой называют такого сотрудника, который не участвует активно в удалённой работе, но если случается какая-то проблема, то тут-то он налетает, кричит и хлопает крыльями. 

Этот термин впервые был использован задолго до появления удалённой работы в книге американского бизнес-консультанта Кена Бланшера в 1985 году. Поведение таких начальников Кен описывал со всей прямотой: «прилетают, создают много шума, гадят на всех и улетают». В 2009 году американский психолог Трэвис Брэдберри опубликовал книгу «Сколько стоит чайка-менеджмент» где подробно анализировалось влияние подобного стиля управления. Впрочем, хотя книга пока не была переведена на русский язык, термин завирусился в бизнес-среде. 

В удалённой работе менеджеры-чайки проявляют следующие качества:

  • Появляется исключительно в моменты авралов;
  • В другое время никак не вмешивается в рабочие процессы;
  • Не обладает нужными навыками и качествами для своей роли в команде, но не всегда это осознаёт;
  • Торопливо и неразумно принимает решения, не учитывает контекст и что думают другие участники команды;
  • Не умеет мотивировать, только наказывает и запугивает.

А ещё чайками называют тех начальников, которые ни с того, ни с сего врываются в вашу удалённую работу и наводят кипиш. Например, внезапно выясняется, что нужно адаптировать все сайты под какое-нибудь редкое разрешение планшетов, потому что по мнению работодателя «за ними будущее». 

Чем опасны чайки для удалённой работы

Неблагоприятные последствия таких управленческих стратегий очевидны: неэффективное руководство ведёт к высокой текучке кадров и финансовым убыткам для бизнеса, неэффективности удалённой работы команды, а также к потере психического и физического здоровья работников. Этот феномен подтвержден многочисленными исследованиями.

  • 21% американских работников тратят по 20 часов в неделю на жалобы на своих начальников;
  • Американские компании год за годом теряют 360 миллиардов долларов из-за недовольства своих сотрудников руководством;
  • У подчиненных «чаек» риск ишемической болезни сердца на 30% выше, как показали результаты исследования, проведенного учеными за десять лет на 6442 работающих мужчинах.

В рекрутинговой среде есть поговорка: «Приходят в компанию, увольняются от руководителя». От работодателей-чаек сотрудники бегут наперегонки, бросая удалённую работу.

Босс вмешивается в удалённую работу. Что делать? 

Похоже, мой начальник — типичный представитель «чайка-менеджмента». Что же делать в такой ситуации? Велик соблазн сказать «Увольняйтесь сегодня же! Бегите со всех ног!» Но возможно, ваша удалённая работа в целом вам нравится, и проблема заключается только в вашем работодателе. Поэтому вы хотели бы сначала попытаться найти общий язык с начальником. 

Одна из проблем с некомпетентными руководителями заключается в их недоверии к подчиненным. Попробуйте завоевать это доверие, показывая ожидаемые результаты удалённой работы, откровенно обсуждая проблемы и внося конструктивные предложения. Однако это будет возможно только при условии, что вас вообще услышат. Как мы уже выяснили, такие работодатели не особо склонны к диалогу и предпочитают «улететь» после выдачи абсурдных указаний.

Если у вас есть возможность, включите в диалог всю команду по удалённой работе — это может увеличить шансы на донесение вашей точки зрения до начальства. Если ваши попытки установить диалог не увенчались успехом, обратитесь за помощью к HR-менеджеру. В крайнем случае, обратитесь к вышестоящему руководству, однако не забудьте предупредить об этом вашего текущего начальника.

Удалённая работа с коллегами-чайками

Есть определённые категории сотрудников, которые проявляют себя как крикливые птицы. 

  • Руководитель-новичок: часто это просто неопытность в удалённой работе с люжьми. Такие руководители не умеют правильно ставить задачи, контролировать их выполнение и давать обратную связь из-за своей некомпетентности. Они нуждаются в развитии управленческих навыков, но этот процесс требует постоянного контроля, так как изменить устойчивые поведенческие паттерны сложно.
  • Руководитель с большим управленческим опытом. Если такие руководители проявляют себя как чайки в удалённой работе, нужно работать с мыслительными установками. Это их привычные шаблоны поведения, менять такие сложно. Для таких руководителей эффективный способ дать обратную связь, провести оценку 360 градусов и затем оценить готовность к изменениям и пересмотрению собственного поведения.
  • Поведение «чайки» — это скорее характеристика личности. Такие люди обычно неорганизованны и несистематичны, и изменить их действия практически невозможно. В таких случаях единственным вариантом может быть либо увольнение, либо понижение в должности.

Проведение регулярных обучающих сессий для руководителей, нацеленных на развитие навыков эффективного коммуникативного управления и понимание процессов, станут профилактикой таких явлений в удалённой работе команды.

Блог Kadrout